чем жарче, тем в продаже больше пива
чем меньше пива — экономика не для людей, строптива
Дмитрий Травин
45m ·
Все учебники экономики я начинал бы с простого положения, которое именую постулатом Заостровцева (по имени сформулировавшего его профессора «Вышки»): «Если у нас чем жарче, тем больше пива в продаже – это рыночная экономика; если же чем жарче, тем меньше – это экономика административная».
Не нравится пиво, подставьте слово «мороженное». Суть не меняется. Заостровцев выделил то главное, что отличает систему, существующую для людей, от системы, направленной против них.
Это я ко вчерашнему спору, возникшему по репосту Чубайса. Хамов, которых пришлось забанить, оказалось немного. Я их регулярно уничтожаю, поэтому могу употреблять слова «Гайдар» и «Чубайс», не опасаясь волны тупой ненависти. Тем не менее, немало было «штампованных» комментариев, где говорилось, что реформы 1990-х гг. даже не создали у нас рыночной экономики. Спорить с каждым я не стал. Не интересно. Хотите считать российскую экономику административной – пожалуйста. Но один момент хочу все же здесь оговорить.
Есть два способа объяснить суть путинской хозяйственной системы. Первый – это сказать, будто с самого начала реформы делали неверно, а вот если бы правильно сделали, то у нас сегодня бы все было совершенно иначе. Второй – наши нынешние правители управляют экономикой не для людей, а для извлечения ренты, попадающей в итоге в карманы приближенных к ним «полигархов». Любую экономику они поставили бы себе на службу, поэтому проблемы надо искать не в делах давно минувших дней, а в том, что происходит на наших глазах.
Сторонники первого подхода руководствуются светлыми либертарианскими идеями, но на практике смыкаются с путинистами, переводя стрелки на Гайдара и Чубайса, но выводя из-под критики Кремль. Сторонники второго подхода (к которым я, в частности, отношусь) считают, что нынешнее состояние российской экономики – процентов на 90 порождено людьми, которые нынче находятся наверху. Рынок у нас был создан настолько, насколько возможно было его создать в реальной ситуации девяностых. И в начале нулевых он неплохо сработал. А дальше пошла деградация, связанная с деятельностью тех, кто захватил власть