Московская биржа уже 2 недели как умерла, а отпевание всё никак не начнется. Вместе с правдой одной из первых жертв спецоперации стали российские ценные бумаги и сами торги. Если открытие биржи всё-таки однажды произойдет – это видится большой жопой. Тут и масштабные санкции, и валютные ограничения, и беспрецедентная международная изоляция.
Для тех, кто со всеми этими фьючерсами и деривативами на вы, кратко поясню: Московская биржа управляет единственной в РФ многофункциональной биржевой площадкой по торговле акциями, облигациями, производными инструментами, валютой, инструментами денежного рынка и товарами.
Несколько фактов в качестве аперитива:
— На 2 марта стоимость депозитарных расписок Сбербанка в Лондоне упала до 1 цента. Это почти ноль. Еще осенью их цена была выше $20.
— Расписки Газпрома подешевели на 89%, ЛУКОЙЛа — на 97,2%, Норникеля — на 37%, Роснефти — на 70,4%, НОВАТЭКа — на 91% и т.д.
— 3 марта Лондонская фондовая биржа (LSE) остановила торги депозитарными расписками 27 российских компаний.
— Из Фонда национального благосостояния правительство РФ обещало выделить 1 трлн рублей для решения всех проблем. Но ряд экспертов считает, что этого мало, и нужно не менее 10 трлн. А это почти все, что есть у ФНБ (13,6 трлн рублей на 01 марта).
В первый же день открытия многие инвесторы попытаются сбросить бумаги по любым котировкам, проклиная фондовый рынок и фиксируя огромные убытки. Иностранцы начнут активно продавать/закрывать позиции в индексных фондах акций (в частности, в MSCI Russia, FTSE Russell и т.д.). Отток средств, скорее всего, превысит $40 млрд! С рынка облигаций выйдет дополнительно еще примерно $33 млрд из-за ухода таких гигантов, как JPM EMBI.
По мнению экспертов, ожидается падение цен на 30-50% по большинству бумаг, а также в целом несколько негативных дней на рынке. Если не будут приняты дополнительные меры поддержки, проблемы могут быть как у инвесторов, так и у профучастников. Но сейчас многочисленные проблемы у всех — тоже новая нормальность